Альтуризм. Полезные материалы

Закон о социальном предпринимательстве — зачем и кому он нужен?

Социальное предпринимательство
В России не так давно появился закон о социальном предпринимательстве. Почему в нем нет экологических проектов и куда делись инновации — вместе с экспертами и предпринимателями разбирается Moscow.Business.

Что произошло?

В конце июля вступил в силу закон о социальном предпринимательстве. Точнее не самостоятельный закон, а поправки к закону N209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Теперь в российском законодательстве официально есть понятия «социальное предприятие» и «социальное предпринимательство». Правда, пока еще нет подзаконных актов, работа над ними началась и продолжится до конца года. Фактически первые результаты закона можно будет увидеть не раньше, чем по итогам 2020-го.

Почему это важно?

Есть стереотип, что главная цель предпринимательства — получать прибыль. На самом деле во всем мире это далеко уже не так. Есть бизнес, цель которого — решение социальных проблем: уменьшение мусорного следа, сокращение числа бедных, инклюзия, помощь пожилым и инвалидам — в общем, спасение человечества. Это особая форма предпринимательства — социальный бизнес. Но в России такой бизнес существовал без законодательной поддержки.

Какие есть примеры социального бизнеса в России и мире?

Примеров много. Самые очевидные — предприятия, на которых работают инвалиды, благотворительные магазины, центры, в которых обучают трудовым навыкам и помогают найти работу сиротам, многодетным семьям, людям, вернувшимся из заключения.

Есть экономически сложные модели, например, американский предприниматель Блейк Микоски хотел помочь детям, у которых нет обуви (довольно острая проблема в Африке, Южной Америке и даже США). Он создал компанию Toms Shoes и придумал концепцию «один к одному». Вы покупаете себе пару обуви этой марки, а компания отправляет одну пару новой обуви бесплатно нуждающимся детям. Проще говоря, одна коммерческая покупка обеспечивает обувью одного ребенка.

Московская компания «Наивно? Очень!» продает товары — керамику, одежду, сувениры, — которые делают люди с ментальными нарушениями. Подробнее об этом можно прочитать в нашем материале.

Как социальные предприниматели работали в России до принятия закона?

Социальное предпринимательство в мире признают в любой форме собственности, как коммерческой, так и некоммерческой. В России многие начинают с ИП, а более развитые формы имеют два юрлица: одно в форме коммерческой организации, а другое — некоммерческой. Например, ИП плюс благотворительный фонд, ООО плюс АНО. Это позволяет, с одной стороны, вести предпринимательскую деятельность, например, продавать вещи, сделанные людьми с инвалидностью. А с другой — получать льготы, гранты, принимать пожертвования и тратить их на нужды подопечных.

Например, Дарья Алексеева в интервью Moscow.Business рассказывала, как устроен Charity Shop: «У нас два юрлица, одно — благотворительный фонд, другое — ООО. Коммерческая организация зарабатывает деньги, которые затем реинвестируются в развитие инфраструктуры приема ненужной одежды или направляются на программы фонда: на выдачу одежды малоимущим и программу переработки вещей в плохом состоянии».

Что теперь изменится?

Социальный бизнес может получить больше возможностей: от кредитования и долговых инвестиций до грантов и налоговых преференций. Для этого нужно иметь коммерческую организацию или ИП и соответствовать критериям закона: обеспечивать выход на рынок товарам социально уязвимых производителей, давать им работу, либо производить доступные продукты/услуги, в которых они нуждаются.
Информация о социальных предприятиях будет содержаться в специальном реестре. Данные в реестр будут вноситься на основе разрабатываемого механизма признания статуса социального предприятия. Детали процедуры и другие подзаконные акты сейчас прорабатывает Минэкономразвития. Первые сведения в реестр внесут 10 апреля 2020 года.

Еще один очевидный эффект — не для бизнеса, а для общества в целом — люди из социально уязвимых групп получат больше возможностей устроиться на работу, смогут получать более качественные услуги. Сегодня по статистике лишь 8% работодателей готовы взять на работу бывших осужденных. На начало 2019 года в России насчитывается 18,9 млн малоимущих.

Продолжение статьи читайте по ссылке на сайте moscow.business