Как создать путешествие
в формате Альтуризма
В основе наших путешествий лежит методика Общего дела, адаптированная под активацию жителей глубинки и формирование активных сообществ. Но почему мы пользуемся именно методикой, формирующей сообщества?
Если спросить жителей деревень и малых городов в чем проблема, они скажут:
"Нет работы"
"Низкие зарплаты"
"Раньше было лучше, нам бы вернуть колхоз"
"Школы, медпункты, храмы (нужное подчеркнуть) закрылись"
"Мы никому не нужны"
"Дороги плохие"

Казалось бы начать надо с вливания большого количества средств в развитие инфраструктуры и создание рабочих мест. Но будет ли это иметь какой-то смысл?

Мы, в Альтуризме, верим, что проблема в сознании людей. Если люди ждут, что кто-то придет и решит их проблемы, то никакого будущего здесь не будет. Если люди сами берутся за решение своих проблем, то у них появляются шансы на успех.

Тогда вопрос: а как сделать так, чтобы люди становились проактивными? Конечно в двух словах на этот вопрос не ответить :-) И ответ будет во многом зависеть от стадии развития конкретной территории и общества. С другой стороны уже сегодня в России существует довольно много организаций, занимающихся развитием малых территорий и/или активизацией местного населения (подробнее в разделе "Кто есть кто в сфере развития малых территорий на другом лэндинге). Большинство из нас работают на разных стадиях развития (что прекрасно, так как мы можем дополнять друг друга). Альтуризм работает на одной очень конкретной стадии развития: когда на территории уже есть 1-3 активных жителя. Вокруг этих активных жителей мы помогаем сформировать активное местное сообщество, которое начинает самостоятельно развивать территорию своей деревни или малого города.

Чтобы ответить на вопрос как мы формируем сообщества, давайте посмотрим какие вообще существуют способы формирования сообществ.

В этой лекции Виктор Вахштайн, декан факультета социальных наук Вышки, рассказывает с академической точки зрения о трех подходах к созданию сообществ.

Основная разница в этих подходах в том, что ставится во главу угла:
– место/пространство (урбанистический подход),
– социальный связи (социально-психологический подход),
– действие (социально-антропологический подход).

Виктор Вахштайн
Подходы к формированию сообществ

Вопросы:

Можете ли вы привести примеры методик, работающих в этих подходах?
С каким подходом работает Альтуризм?

Обсудите с коллегами

Этапы разработки путешествия
Этапы описаны примерно в хронологическом порядке, но многие пересекаются и работа идёт по многим направлениям одновременно, поэтому не всегда есть возможность строго разделить один этап от другого.
Планируем разведывательную поездку
Отправиться в разведывательную поездку
Собрать информацию
Проработать ЦА
Создать лэндинг
Выявить Общее дело
Работа с активистами
Логистика
Запуск путешествия
Продажи
Клиентское обслуживание
Проведение путешествия
Подведение итогов и анализ социального вклада
Местные активисты
Кто такие местные активисты, зачем они нам и как их найти
Кто такой местный активист в нашем понимании?
Человек, понимающий, что нужно делать дела не только для себя, но и для окружающего мира/сообщества и уже не может по-другому.
Зачем нам работать с местными активистами?
1) Мы не знаем проблем местных жителей, всех нюансов и возможностей, которые скрывает эта территория.
2) Мы не вправе решать за местных жителей как им жить и что им делать.
3) Мы не знакомы с местными жителями и будем восприняты с недоверием.
4) Активисты, а не мы, будут формировать программу.
Почему нам нужно минимум 3 активиста?
По практике один или два активиста не справляются с огромным количеством задач, которые лягут на них во время подготовки путешествия, реализации общего дела и формирования сообщества.
ПРАВИЛО:
Мы работаем только по запросу от активиста/ов из деревни/малого города. Сами не приходим и не наносим добро.
Но что если запросов нет? Тогда шаг номер один в вашей работе: создать информационное поле, оповестить как можно больше потенциальных активистов, которые могут быть заинтересованы в наших услугах и... ждать от них запроса.
Шаг 1: Где найти потенциальных активистов?
– Таблица CRM, вкладка Активисты, фильтр региона по алфавиту
– Как я начинала: рассказывала всем, кого встречала в Москве
– Местные, локальные СМИ
– Группы в соцсетях, особенно в ВК, посвященные населенным пунктам (как искать в них информацию, так и оставлять запросы) -
– Группа в ВК Клуб развития территорий
– Путешественники и фотографы-путешественники
– Локальные/региональные туристические проекты
– Заповедники, национальные парки, ООПТ
– СМИ, которые делают упор на истории людей: (Заповедники, Заповедные острова, Такие дела, Ромб, телеканал Настоящее время, телеканал Дождь программа «Ездим дома», телеканал Культура программы «Письма из провинции», «Моя любовь – Россия!», «Пряничный домик»
– Документальные фильмы: Счастливые люди, Атлантида Русского Севера и т.д.
– Книги и публикации Глеба Тюрина
– Книги Дмитрия Соколова (только для Рязанской области)
– Краудфандинговые кампании (многие активисты запускают краудфандинги, на Планера.ру есть возможность поиска по регионам и городам/весям)
– Победители и подавшие заявки на Президентский грант (и другие гранты)
– Среди подписчиков АРСИ в разных соцсетях
– Экопоселения (https://zapovednik.space/material/kommuna-XXI-vek). База Экопоселений: http://poselenia.ru (но есть ньюанса, описано ниже)
– Фермы ((но есть ньюанса, описано ниже)
https://les.media
– в каталоге социальных предпринимателей: http://coindex.ru
– Публикации в СМИ
– Публикации в соцсетях на своих личных профилях и пабликах Альтуризма с рассказом, что ищете таких активистов из деревень и малых городов в таком-то регионе.
– Объявить конкурс (о том, что принимаете заявки со всего региона, в котором работаете от местных активистов, запустить новость через местные СМИ, блоггеров и т.д.)
– Участиники конкурса Деревенька моя
– Составить список деревень и малых городов в своем регионе и искать группы и страницы этих населенных пунктов в соцсетях (скорее всего ВК и одноклассники). Если группы/страницы найдутся, то проштудировать сообщения на них и понять делают ли что-то местные, есть ли активные, будет ли им интересно развитие территории своего населенного пункта, и заинтересованы ли они в формировании вокруг себя активного сообщества. Если по содержанию сообщений такие есть, то писать им напрямую, рассказывать чем мы занимаемся и смотреть будет ли отклик.
http://ruraldevelopment.ru/ - 508 кейсов от активистов из деревень по России, посмотрите свой регион.
– Статьи Сергея Дмитриева в Medium
– форумы/конференции по теме
Карта победителей конкурса Культурная мозаика
–Онлайн газета Деревенское хозяйство
– Группа в ВК Развитие сельского туризма в России
– организаторы культурных, творческих фестивалей, арт-пространств, праздников в небольших городах, деревнях
– участники и победители местных грантовых конкурсов на на реализацию социально значимых проектов.
– и т.д.
Нашли другие способы поиска активистов?
Поделитесь с коллегами!
Имя
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями о персональных данных
Часто задаваемые вопросы
Какой минимум населения, проживающего на территории, нам подходит для работы?
У нас были деревни от 7 человек и города 41 000 человек. По сути нам не так важно, сколько людей проживает на территории, нам важно сколько там активных людей, желающих развивать свою территорию.
Если в деревне 7 жителей, то какое там будет сообщество?
Под активным местным сообществом мы подразумеваем не только местное население. Мы также будем работать с теми, кто уехал, но помнит о своей родине, с теми кто ищет куда переехать, с теми, кто живет в деревне только летом, с дачниками, купившими дома в деревне и т.д. Подробнее о сообществе будет описано ниже.
Что если активист не живет в деревне/малом городе, но часто там бывает?
Это довольно частая ситуация. Вообще за весь период работы Альтуризма, мы обнаружили только одного деревенского активиста, который родился, вырос и живет в своей деревне, никуда не уезжал и решил теперь развивать свою деревню. Все остальные активисты – либо вернувшиеся, либо не вернувшиеся, но душа болит, поэтому делают, что могут приезжая время от времени, либо приехавшие откуда-то еще.
Единственное, что нужно иметь ввиду, когда ваш главный активный житель не живет в деревне/малом городе, с которым вы работаете, то что другие 2 активиста должны жить в деревне/малом городе.
Только малые города? как насчет средних и больших?
Изначальная методика Общего дела используется международными организациями именно на малых территориях. В малых городах мы часто выделяем район города, с которым работаем, весь город не берем. По сути в средних и больших городах можно делать тоже самое – выделять район. Мы этого не делаем так как:
1) мы специализируемся на малых территориях с их особенностями и меньшими возможностями, чем у средних и больших городов;
2) в средних и больших городах есть бОльшая вероятность, что наш социально-антропологический подход по созданию сообществ не сработает.
А если деревня/город совсем не исторические и там нет достопримечательностей?
Мы едем к людям, а не к достопримечательностям. Поэтому если в деревне/малом городе есть люди, которым не всё равно будущее их дома, то для нас этого достаточно. Дальше в разделе Подготовка программы расскажу, что делать, когда совсем нет достопримечательностей. Но на этом этапе отказываться от работы с территорий только потому что она не историческая не надо.
Шаг 2. Первый контакт и диагностика
...
Кто такой местный активист в нашем понимании?
Человек, понимающий, что нужно делать дела не только для себя, но и для окружающего мира/сообщества и уже не может по-другому.
Зачем нам работать с местными активистами?
1) Мы не знаем проблем местного сообщества, всех нюансов и возможностей, которые скрывает эта территория.
2) Мы не вправе решать за местных жителей как им жить и что им делать.
3) Мы не знакомы с местными жителями и будем восприняты с недоверием.
4) Активисты, а не мы, будут формировать программу.
Почему нам нужно минимум 3 активиста?
По практике один или два активиста не справляются с огромным количеством задач, которые лягут на них во время подготовки путешествия, реализации общего дела и формирования сообщества.
ПРАВИЛО:
Всех найденных активистов (еще до контакта с ними) мы заносим в CRM Альтуризма во вкладку Активисты. Неважно все ли у вас детали есть о человеке, всё равно записывайте, детали будут появляться позже, а сейчас важно не потерять человека.